Дата проведения: Празднование Нового года проходит в разные годы между концом января и серединой февраля, в первое весеннее новолуние по лунному календарю.
За две недели до наступления Нового года буддисты начинают уборку в доме, покупают новую одежду, заготавливают самые вкусные яства, нужно было рассчитаться с долгам, помириться стем, с кем получилась в уходящем году ссора.
Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.
Церемония «Дугжуба» - духовного очищения проходит в предпоследний день старого года. Монахи проводят Хурал (молебен) и зажигают ритуальный огонь, в который бросают чучело злого божества. Миряне перед этим ритуалом обтирают свое тело тестом, представляя, что все нечистое и болезни, впитывается в это тесто. Затем его бросают в специально отведенный для этого костер (до его зажжения).
Наступает последний день Старого года:" бутуу удэр", по-бурятски «закрытый», «глухой» или «темный». Хозяйка готовит кушанья и начинает выставлять их на стол во второй половине дня. Садились вечером всей семьей. Все в нарядных одеждах, застегнутых на все пуговицы, и, согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах. Начинали с чаепития: чай сначала преподносили огню и богам, а затем чай подавался хозяину дома и остальным домочадцам.
Накануне Сагаалана совершается обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): открываются изображения божеств, писанных на холсте. Затем на алтаре перед божницей ставятся угощения, зажигаются «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы), происходит символический обряд «ломки» или «вскрытия»: ломается кость барана и извлекается из неё костный мозг, или открывается непочатая бутылка водки.
В бутуу удэр нужно строго соблюдать пост, отказываясь от употребления алкоголя, мяса и других продуктов, связанных с убийством живых существ.
В бурятском селе Ацагат с давних времен сохранили традицию: в бутуу удэр дети ходят от дома к дому поздравляя хозяев с наступающим Сагаалганом и получая сладости и подарки, некоторые дети приезжают из соседних деревень и города, и никто не остается без угощения. В этот день каждая семья в Ацагате запасается коробками сладостей (15-20 кг.)
https://youtu.be/v_h7PJJT-V4
В полночь во всех буддийских монастырях ламы читают молитву "Чидирсан", которая закончится лишь с восходом солнца в первый день года. Молебен первого дня священнослужители посвящают богине "Балдан Лхамо", покровительнице и защитнице семьи. Считается, что перед Новым годом она облетает все дома, чтобы проверить, как жила семья, какие совершали поступки домочадцы, и дарует им благословление на будущий год.
После наступления Сагаалгана начинается хождения по родственникам и друзьям. Новогодние празднества продолжаются весь месяц. За столом должна быть всегда белая пища - национальная кухня из молочных продуктов: саламат, пенки, сметана, творог и т.д.
https://youtu.be/R02y2AoNxGc
В этот же период верующие вешают в святых местах на деревья, освященные в дацанах ритуальные флажки с молитвами- «Хии Морин». На флажок вписывают свои имена и имена членов семьи. Развеваясь на ветру в течение года, ритуальный флажок Хии Морин приносит удачу и благополучие своему хозяину.
За две недели до наступления Нового года буддисты начинают уборку в доме, покупают новую одежду, заготавливают самые вкусные яства, нужно было рассчитаться с долгам, помириться стем, с кем получилась в уходящем году ссора.
Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.
Церемония «Дугжуба» - духовного очищения проходит в предпоследний день старого года. Монахи проводят Хурал (молебен) и зажигают ритуальный огонь, в который бросают чучело злого божества. Миряне перед этим ритуалом обтирают свое тело тестом, представляя, что все нечистое и болезни, впитывается в это тесто. Затем его бросают в специально отведенный для этого костер (до его зажжения).
Наступает последний день Старого года:" бутуу удэр", по-бурятски «закрытый», «глухой» или «темный». Хозяйка готовит кушанья и начинает выставлять их на стол во второй половине дня. Садились вечером всей семьей. Все в нарядных одеждах, застегнутых на все пуговицы, и, согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах. Начинали с чаепития: чай сначала преподносили огню и богам, а затем чай подавался хозяину дома и остальным домочадцам.
Накануне Сагаалана совершается обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): открываются изображения божеств, писанных на холсте. Затем на алтаре перед божницей ставятся угощения, зажигаются «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы), происходит символический обряд «ломки» или «вскрытия»: ломается кость барана и извлекается из неё костный мозг, или открывается непочатая бутылка водки.
В бутуу удэр нужно строго соблюдать пост, отказываясь от употребления алкоголя, мяса и других продуктов, связанных с убийством живых существ.
В бурятском селе Ацагат с давних времен сохранили традицию: в бутуу удэр дети ходят от дома к дому поздравляя хозяев с наступающим Сагаалганом и получая сладости и подарки, некоторые дети приезжают из соседних деревень и города, и никто не остается без угощения. В этот день каждая семья в Ацагате запасается коробками сладостей (15-20 кг.)
https://youtu.be/v_h7PJJT-V4
В полночь во всех буддийских монастырях ламы читают молитву "Чидирсан", которая закончится лишь с восходом солнца в первый день года. Молебен первого дня священнослужители посвящают богине "Балдан Лхамо", покровительнице и защитнице семьи. Считается, что перед Новым годом она облетает все дома, чтобы проверить, как жила семья, какие совершали поступки домочадцы, и дарует им благословление на будущий год.
После наступления Сагаалгана начинается хождения по родственникам и друзьям. Новогодние празднества продолжаются весь месяц. За столом должна быть всегда белая пища - национальная кухня из молочных продуктов: саламат, пенки, сметана, творог и т.д.
https://youtu.be/R02y2AoNxGc
В этот же период верующие вешают в святых местах на деревья, освященные в дацанах ритуальные флажки с молитвами- «Хии Морин». На флажок вписывают свои имена и имена членов семьи. Развеваясь на ветру в течение года, ритуальный флажок Хии Морин приносит удачу и благополучие своему хозяину.