Исконно бурятское село Ацагат. На карте оно обозначено как Нарын Ацагат. Расстояние от центра города с нулевого километра - 54 километра, в пути примерно около 1 часа.
Дорога в Ацагат – старое асфальтовое покрытие и конечно же желает быть лучше. Это село можно назвать уникальным, так как это одно из не многих сел, где почти все разговаривают на своем родном бурятском языке, даже на русском языке многие говорят с большим акцентом. Это уникально так как город расположен в 1 часу езды. Это очень близко. Люди в селе тщательно хранят свои традиции.
Название села «Ацагат» происходит от древнемонгольского слова, в переводе означает каменистую местность.
С запада находится священная гора Тамхита, с юга протекает река Уда, с севера окружают горы Сагаан хада.
Легенда о возникновении села.
История возникновения села начинается с легенды о Бальжин хатан (конец 16 века).
В качестве «энжэ» - подарка Бальжин хатан был подарен народ 11-ти хоринских родов. Но жизнь Бальжин хатан на чужбине не удалась, она вынуждена была перекочевать побегом. Войско, настигнув их, в соответствии с приказом хана, умертвило Бальжин хатан.
Боясь погони, народ 11 хоринских родов, бежал в сильном страхе и расселился по берегу Байкала и острову Ольхону. Жили они в этих местах несколько лет.
В легенде, которую рассказывают старожилы села говорится о том, как глава рода Гучит Ногто со своим родом в зимнее время отправился в дальний путь к озеру Хорхойто, что находится в Еравне. Путь через Байкал был очень трудным. Они стелили войлок на лед, чтобы переправить скот. Однажды у подножия «Сагаан хада» у главы рода Ногто расстегнулась подпруга седла. Ногто слез с коня, оглянувшись вокруг, он увидел прекрасную картину. Посмотрев на восток, он увидел восход солнца, а с западной стороны через гору Тамхита шли их многочисленные стада. И это были три знамения, знак свыше
Глава рода Ногто решил остаться в этой местности, которая оказалась благодатным краем для благополучия людей и разведения скота.
У подножия горы Сагаан хада на камне есть след ребенка. Это означает, что местность благоприятна для рождения детей. Также находили след коровы – знак благополучного разведения скота
Предания о горе Саган Хада
Долина Ацагата знаменита историческими местами. Здесь находятся захоронения монгольских предводителей, места, связанные с шаманскими обрядами. На горе Зγγн губээ сохранилось место, где проводился обряд тайлган. На горе Тамхита также имеются исторические места. Они оберегаются жителями села, как памятники истории прошлого нашего народа. Можно сказать, что до распространения буддизма жители Ацагата поклонялись шаманизму.
«Сагаан-хада» - гора, расположенная у истоков реки Нарин-Ацагат, с восточной её стороны. По преданию там находятся шаманские захоронения. Находили головной убор шамана «Бєєгэй оргой тγмэр зэд hабанууд»
На юго-восточном склоне этой горы имеется «каменная голова», у которой есть много «хозяев», а на юго-западном склоне, неподалеку, на поляне есть два каменных «обо». Старожилы утверждают, что хозяева этой горы – величественны (ехэ эзэтэй).
Также на южном склоне горы «Сагаан-хада» (напротив Ацагатского аршана) есть несколько каменных «обо гор шулуун». Некоторые утверждают, что это захоронения монгольских предводителей, самый крупный из них - монгольского хана.
На восточном её склоне, называемой «Эреэн нарhан» («пестрые сосны» имеются монгольские могильники. Обнаруживали различные культовые предметы. В 20-е годы молодой человек по имени Бухай Чимэд, раскопал один могильник и обнаружил множество монет и понес их Хамбо Ламе Иролтуеву, тогда он заставил отнести обратно и закопать.
СтановлениеАцагата как населенного пункта.
В 17 - 18 веках буряты вели кочевой образ жизни. Занимаясь преимущественно скотоводством, они селились небольшими группами в местах, богатых травой и удобных для ведения скотоводческого хозяйства. Урочище Нарин – Ацагат было заселено представителями из хоринского рода Гучит. Сам же улус образовался в начале 19 века и официальное его оформление было произведено в 1822 году. Было два улуса: Хара Ацагат и Нарин Ацагат. В 1904 году их объединили в Ацагат. Он состоял из 215 юрт. В советское время образовался колхоз имени Ленина, позже колхоз Ацагатский.
Ацагатская долина издавна славилась благодатной почвой. Леса богаты растительностью. У подножия лесистых гор, севернее Ацагата протекает Аршан «Ацагатский» Он имел огромное значение для жизнедеятельности людей. Чистая целебная вода благодатно влияла на здоровье жителей. И не случайно именно здесь был построен крупный медицинский центр – центр тибетской медицины Бурятии, известного не только в республике, но и за ее пределами. Степи славились богатой растительностью, Здесь произрастают 1793 вида различных лекарственных растений. Эти травы широко применялись при изготовлении лекарств. На исцеление пациентов благотворно влияли живописная местность, священные места, чистая ключевая вода, природно-климатические условия.
Главным занятием было скотоводство. Для ацагатцев была присуща пастбищная форма содержания в сочетании со стойловой. Примерно с октября до мая жили на зимних стоянках (γбэлжөөн), находившихся в защищенных от ветра местах, недалеко от гор и лесов, в падях и распадках. На зимних стоянках располагались постоянные утепленные дома, сараи, амбары, скотные постройки. В летнее время кочевали в местность Урда Бэе. Переправлялись через реку Уда. Пастбища по берегу реки были очень хорошими, поэтому это место было выбрано не случайно.
Основная часть населения владела четырьмя видами скота: лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы. Особенно большое значение имели овцы. Они давали шерсть, молоко, мясо, кожу. Баранина у бурят считалась лучшим мясом по вкусовым и питательным качествам и преподносилась как самое дорогое угощение. Козы чаще всего содержались в хозяйствах бедняков, которым было выгодно разводить именно коз.
Этнический облик
Любовь к детям и подлинное уважение к старшим– один из основных принципов взаимоотношений между старшими и младшими жителями села. Главная черта в сфере отношений – сдержанность и доброжелательность. Старшие по возрасту пользовались особым авторитетом, поэтому отношение к родителям, вообще к старшим, отличалось большой почтительностью. Внешнее проявление радости, любви не было типичным в отношении собственных детей. Хвалить своих детей, гордиться ими считалось неприличным. Особое внимание уделялось гостеприимству.
В первую очередь, уделялось большое внимание обучению детей. Этому способствовал Ацагатский дацан, который являлся центром духовной и культурной жизни. Дацан приобщал к буддизму, был центром просвещения. Дацанская школа открывала дорогу в мир знаний многим сельчанам. Здесь преподавали тибетскую грамоту, курс обязательного ламского обучения. Также учили родному языку на старомонгольской письменности. Именно из стен этой школы вышли такие выдающиеся деятели, как Агван Доржиев, Чойнзон Юролтуев, Ринчин Номтоев и многие другие.
В 1928 году открылась начальная школа в селе Ацагат, которая играла и играет огромную роль в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Несмотря на процесс ассимиляции, в Ацагате не утратили своих обычаев, все от мала до велика говорят на своем родном языке и свято чтут все традиции. Это маленький островок, где сохранился старинный уклад жизни, почтение к старшим. Здесь нет преступности, люди живут в мире, в согласии, уважают друг друга, если необходимо, оказывая помощь. Традиция оказания помощи зародилась при хамбо-ламе Юролтуеве.
В советские годы,в период атеизма, каждый в душе сохранил веру в светлое будущее, поэтому сохранены все обычаи, традиции, современный язык.