Задать вопрос

   Легендарный Каракорум находится в 380 км от столицы Монголии. Дорога к ставке Чингис Хана была заасфальтирована, что конечно же говорит о важности Каракорума для местного населения. На сегодня асфальт во многих местах поистрепался, но не очень комфортное передвижение на автотранспорте забывается, как только подъезжаешь к Каракоруму.

     В 1220 г. в этом месте разбил ставку сам Чингисхан. Где-то здесь он принимал подношения иноземных купцов. Если кто-нибудь из них пытался торговаться, то Владыка мира отбирал весь товар. Но если ему делались богатые подарки, то растроганный хан платил купцам столько, что те уезжали домой обеспеченными на всю жизнь.

  Монахи, превозносившие Хана до небес, установили на границах города каменные черепахи. Большие строительные работы в Каракоруме развернул брат Чингисхана, Угэдэй. Каждый его родственник должен был построить здесь по дворцу. А родственников Угэдэй имел много. По свидетельству Гильома де Рубрука, францисканца, побывавшего в Каракоруме, город производил незабываемое впечатление. Тут стояло "…12 кумирен различных народов, две мечети, одна христианская церковь…"Перед ханским дворцом находилось знаменитое серебряное дерево, сооруженное мастером Вильгельмом Парижским, плененным в Венгрии. Внутри него проходили 4 трубы, по которым вытекал кумыс, мед, рисовое пиво и вино. Эти напитки употреблялись во время дворцовых попоек. Несметные богатства, стекавшиеся в столицу, не могли не интересовать советских археологов. Много лет здесь работала группа из СССР, которая определила точное местоположение дворца Угэдэя. Однако ни сокровищ, ни серебряного дерева найти не удалось, как не удалось обнаружить и трон Чингисхана, сработанный пленным русским мастером Космой. 

    Каракорум просуществовал 300 лет, из которых 32 года был столицей монгольской империи. В 1368 г. его разрушили китайские войска. Попытки возродить город предпринимались неоднократно. В XVI веке по приказу Абатай-хана рядом с развалинами из камней прежнего Каракорума был возведен монастырь Эрденэ Хуу- "Храм Сокровища". Весь комплекс окружили стенами, образующими прямоугольник. На середине каждой стороны - городские ворота. Роль башен выполняли мемориальные сооружения - субурганы. Всего их 108.

   Традиции возведения подобных пирамид уходят в глубокую древность. Они служили вместилищем праха святых и напоминали верующим о выдающихся событиях буддистской истории. При сооружении пьедестала, дарохранилища, шпилья и венчающей эмблемы использовали дерево, глину и камни. В 1799 г. в Каракоруме соорудили Священный субурган. В него заложили 150 000 бурханов (изображений различных божеств) и прах Абатай-хана, построившего монастырь.

   Центральное место в Эрденэ Зуу занимают храмы Гурбан Зуу - "Три сокровища". Они символизируют три этапа жизни Будды. Войти в храм без стука - значит застать богов врасплох и навлечь на себя страшный гнев. Только услышав звук гонга, они готовы встретить и выслушать вас.

   Буддистские храмы всегда украшали живописными изображениями и скульптурами многочисленных будд, бодхисатв, исторических и мифических деятелей буддизма. Стены храмов украшали иконами-свитками, представлявшими несколько десятков, а то и сотен божеств. Перед тем как приступить к рисованию или ваянию, художник, как правило, монах, читал соответствующие мантры. Благодаря особому сочетанию звуков заклинание достигало божества и возвращалось из эфира обратно к художнику. Тот творил уже, как говорится, с божьей помощью. Отступать от канона было крайне опасно, ибо автор рисковал сильно испортить свою карму. Божества требовали портретного сходства и не прощали ошибок.
Когда-то монастырь был культурным центром всей Азии. В его хранилищах находились редкие книги и старинные рукописи. Паломники шли сюда, чтобы полюбоваться на древние реликвии. Некоторые из них были недоступны для посторонних. Их везли из Индии, Китая и Тибета тайными тропами. За реликвиями охотились, ибо те приносили счастье владельцу. Наиболее ценные экспонаты открывались только высоким ламам, владеющим тайными знаниями.

   В праздничные дни перед соборным храмом Цокчин собирались тысячи верующих. Всем хотелось приобщиться к мистерии Цам, исполнением которой славился монастырь. Цам - это религиозный обряд, призванный усмирять демонов и злых духов. Он пришел в Монголию из Тибета 200 лет назад и впервые был поставлен именно в Каракоруме. Во время танца исполнитель сосредотачивался в медитации на определенное божество, которое входило в танцора. Сила медитации была настолько огромной, что очищала энергетику окружающего пространства, души танцоров и зрителей. Вот что сказано о Цаме в трактате одного из далай-лам: "Телу необходимо придавать различные позы, руки следует трясти и делать ими другие наполненные мудростью жесты. Языком следует читать молитвы, а в мыслях твердо держать то или иное божество. Все это не должно быть превращено просто в игру. Надо быть бдительным и подбирать одежду и украшения сообразно смыслу..."
    Действо завершалось жертвоприношением, иногда человеческим. В былые времена живое существо назначалось ответственным за все мировое зло. Его закалывали, а союз верующих скреплялся кровью. Раньше в Цаме участвовало до 100 исполнителей. Сегодня это редкое явление религиозной жизни страны. Нечто похожее на мистерию нам посчастливилось увидеть во время фольклорного фестиваля… В течение всего представления появляется Белый Старец - это хранитель того места, где происходит Цам. Роль старика - одна из самых важных. Он исполняет веселые импровизации, отвлекает на себя внимание в самых опасных местах представления. Он радует глаз и сердце собравшихся, ибо зрителям трудно все время удерживать в сердце суровую атмосферу танца.

   Можно сказать, что монастырь в Каракоруме жил от Цама до Цама. Но раз в сто лет в этих местах появлялся белый всадник - владыка заповедной Шамбалы, страны великих мудрецов. Он нес весть о скором прибытии Майтрейи, Будды грядущего времени.

     В 30-е годы монастырь закрыли, лам уничтожили, храмы разграбили. Старинные реликвии разошлись по юртам. Монастырь, никем не охраняемый, разрушался. Весь двор был усеян осколками статуй и субурганов. Кажется, что Владыка Шамбалы навсегда забыл дорогу в Каракорум. Но затмение человеческого разума рано или поздно проходит. Люди начинают вспоминать о своей культуре и традициях. Они тоскуют о бессмысленной утрате чего-то ценного.

     В 1941 году монастырь объявлен историческим памятником архитектуры. В настоящее время здесь находятся музей древней культуры и действующий буддийский храм Лабран единственный в Монголии сохранившийся памятник зодчества тибетского стиля. В музее собраны ценнейшие искусные творения монгольских мастеров-ваятелей, художников, народных умельцев , широко представлены бронзовые статуи божеств и литые изваяния, образцы национального орнамента, резьбы, литья, изделия из драгоценных металлов, маски и костюмы, в которых исполнялись религиозные мистерии.


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку